logo

Черновицкий национальный университет им. Юрия Федьковича (Чернівецький національний університет імені Юрія Федьковича)

«Быть в Черновцах и не увидеть университет, все равно, что быть в Риме и не увидеть Папу Римского», — с таким высказыванием согласится каждый, кому посчастливилось любоваться этим архитектурным шедевром.

Необычность сооружения подчеркивается расположением на холме Доминик, когда-то самой высокой точке города, в окружении парка, откуда открывается великолепная панорама на пригород. Благодаря этому, бывшая Резиденция митрополитов Буковины и Далмации (в настоящее время — главные корпуса Черновицкого национального университета им. Ю. Федьковича (Чернівецький національний університет імені Юрія Федьковича)) стала той изюминкой города, которая разнообразила его архитектурную палитру и придала особый, не имеющий аналогов, индивидуальный облик.

Но, обо всем по – порядку. Автор проекта Йозеф Главка, родился 1831 г. в городе Пржештице в Чехии. По окончании лицея продолжил обучение в Пражской политехнике, где изучал строительство и инженерные науки, затем штудировал архитектуру в Венской академии изящных искусств. Получив хорошее образование, вскоре завоевал репутацию талантливого архитектора. Им были разработаны проекты более 150 сооружений в Праге и Вене. Кроме того, Й. Главка проявил себя, как мостостроитель – пражский Главков мост, построен по его проекту.

Однако лучшим его творением признана Резиденция Буковинских митрополитов в Черновцах (1864-1882 гг.). На всемирной выставке в Париже (1867 г.) этот проект был удостоен DeuxiemePrix — Второго Гран-При и, таким образом, вывел Черновцы на мировой культурный уровень. Ансамбль стал символом города, кульминационной точкой его архитектурной эволюции.

Й. Главка сумел показать на практике, что обычный строительный материал, каким является кирпич, в руках мастера может стать украшением фасада. Представить его творения оштукатуренными – сложно. Это касается не только Резиденции, но и Армянской церкви, которую Й. Главка тоже построил в Черновцах.

Ему было 29 лет, когда он выиграл конкурс на строительство Резиденции. Строительные работы начались спустя четыре года. Прежде чем взяться за сооружение комплекса, архитектор тщательно изучил культурные традиции этого края. Олицетворяя, прежде всего православную церковь, Резиденция одновременно стала символом толерантного отношения к культурам и религиям народов, проживавших на Буковине.

Начнем с узоров на крышах. Примечательно, что на всех корпусах они разные, но, вместе с тем, можно увидеть специфику художественно-декоративной росписи, характерную для местных украинцев. Покрытой глазурью черепицей на крышах корпусов созданы многоцветные геометрические орнаменты, напоминающие традиционные для этого края покрывала «лижныки».

Достаточно неожиданным является архитектурное решение въездных ворот – в их образе явно присутствует «Восточная» тема. Еще более странно выглядят звезды Давида в основе купола, венчающего башню с часами на правом корпусе. Казалось бы, автор совместил несовместимое: над иудейской символикой возвышается православный крест. Принято считать, что таким образом Й. Главка отблагодарил еврейскую общину за существенные пожертвования на строительство.

При проведении подготовительных работ построили два кирпичных завода и один завод по производству цветной черепицы. Предварительно организовали поисковые экспедиции строительного камня. Доставка его из-за границы привела бы к значительному удорожанию проекта, так как каждая партия возов с кирпичом доставлялась бы 3 – 4 недели. Были разведаны большие каменоломни в восьми буковинских селах. Влияние Й. Главки на развитие края сказалось и в том, что он стал открывателем ценных залежей алебастра, мрамора, кораллового камня, которые использовались при строительстве. Из местного алебастра в 1878г. изготовили декоративную вазу, оцененную на международной выставке в Париже в 700 гульденов. Тем самым продемонстрировав пример природных богатств Буковины. Благодаря Главке буковинцы научились работать с камнем. Тонкостям профессии их обучали 30 каменотесов, специально откомандированных из Вены. Торжественное освящение и закладка первого камня состоялось в апреле 1864 г. Для обеспечения соответствующего технического и художественного уровня был создан строительный исполнительный комитет, состоявший из епископа Евгения Гакмана, архитектора Йозефа Главки и барона Отто Петрино. Кроме того был еще и почетный наблюдательный совет, в состав которого вошли уважаемые люди края. Это доказывает, какое большое значение предавалось строительству митрополии в Черновцах. Ее возведение затянулось на 18 лет, так как работы велись только в сухую погоду. Норма для каменщиков была невысокой — 100 кирпичей в день. Однако к качеству подходили очень требовательно — измеряли линейные размеры каждого кирпича, затем его взвешивали и простукивали на выявление внутренних дефектов – трещин или пустот. Отбракованный кирпич не выкидывали. Из него в парке, находящемся за центральным корпусом, по краю аллей выложили стоки для воды. Там этот «брак» и сегодня успешно справляется с возложенной на него функцией.

Отделочные работы в Резиденции осуществляли: чешский мастер исторической живописи Карел Свобода, венские художники Карл Йобст и Иоганн Кляйн, буковинские — Епаминандос Бучевский, Евгений Максимович. Художественной резьбой по камню и лепкой руководил сам Й. Главка.

Комплекс Резиденции представляет собой три отдельных корпуса. Центральный элемент архитектурно-пространственной композиции ансамбля — церемониальный двор – курдонёр. По главной оси размещен корпус дворца митрополита. К нему ведет необычная аллея, вместо цветов или травы покрытая мелкой галькой, под которой – земля. По краям аллеи высажены акации. Эта оригинальная дренажная система придумана Йозефом Главкой. В сырую погоду лишняя влага быстро уходит под гальку и там сохраняется долгое время. Летом, в жаркую сухую погоду, гальку перегребают граблями. Таким образом, поддерживается приблизительно постоянный уровень влажности, обеспечивающий сохранность облицовочного кирпича.

В архитектурном плане несколько отчужденно выглядит часовня Иоанна Сучавского, с которой и началось строительство центрального корпуса. Она служила для митрополита домовой церковью. Ее купол завершает необычный крест. С какой стороны на него не посмотришь, он всегда повернут прямо к наблюдателю. Крест состоит из трех взаимоперпендикулярных прямых, концы которых указывают на стороны света и завершаются шариками. В центре, вокруг шара побольше, два кольца, расположенные в разных плоскостях. Визуально создается эффект объема.

Первый этаж митрополичьего корпуса предназначался для администрации. На втором этаже в правом крыле возле часовни находились его покои. Митрополит был монахом, а потому жил один. Рядом была трапезная (теперь Шевченковский зал) и Синодальная библиотека, сгоревшая 29 марта 1944 г. – в день освобождения города от немецко-румынских оккупантов. Был это поджег, замыкание или пожар возник по какой-то иной причине — узнать вряд ли когда-либо уже удастся. В огне погибли ценнейшие экземпляры старинных книг и рукописей. Пылало настолько сильно, что пострадал и Синодальный зал, находившийся рядом. Он считался одним из красивейших залов Европы. Его второе название – «Мраморный» объясняется тем, что стены, пол, колонны были выполнены из белого и черного мрамора. В тимпанах арок по периметру стен находились фрески с сюжетами из истории православной и буковинской церкви. С деревянного инкрустированного трёхъярусного потолка свисали две хрустальные серебряные люстры на 120 свечей и четыре люстры на 32 свечи. Люстры и настенные лампы были сконструированы в Вене. При пожаре пострадал не только потолок, люстры и черепичная крыша, но и мрамор. От высокой температуры он раскрошился и восстановлению уже не подлежал.

Сегодня можно любоваться заново отреставрированным Мраморным залом. Правда мрамора там нет, однако, имитация очень удачная. Зал используется как актовый. В бывшей библиотеке митрополита — конференц-зал. Так как потолок, стены и пол выполнены в бело-сине-голубых тонах, его называют Голубым залом.

За Голубым и Мраморным следует Красный зал (зал заседаний Священного синода), до которого пожар, к счастью, не добрался. Сейчас — это зал заседаний Ученого совета.

В Красном зале привлекает внимание автентичный потолок, похожий на коллекцию писанок, вернее, их половинок, с люстрами, напоминающими церковные кадила. Этот зал украшают два огромных зеркала, привезенные из Венеции в 1878 г. Идеальное состояние зеркал объясняется не только тем, что они всегда находились в надлежащих условиях, но и высоким качеством изготовления — на них было нанесено пять слоев серебра. В этом легко убедиться, поднеся зажженную спичку. Если смотреть на ее отражение под небольшим углом (15 – 20 градусов), то видно пять отблесков.

Такие вещи не могут обходиться без легенды. Есть она и у этих зеркал. Считается, что женщина, посмотрев в любое из них, молодеет на столько, на сколько она сама пожелает. Мужчина, глянув на свое отражение, получит бесплатную индульгенцию.

Ощущение того, что находишься в средневековом замке усиливается, когда попадаешь в эти залы. Еще большее удивление вызывает то, что среди такой красоты проходят учебные будни черновицких студентов.

За Красным залом следовала приемная и рабочий кабинет митрополита. В наше время – приемная и рабочий кабинет ректора.

В 1875 г. состоялось важное событие в жизни православных Буковины – освятили Резиденцию, хотя работы продолжались еще до 1882 г. Одновременно открыли и освятили университет, в то время состоявший из трех факультетов: теологического, юридического и философского. Для двух последних факультетов корпуса построили отдельно в начале улицы, ведущей к Резиденции. Корпус, предназначенный для студентов-теологов, будущих священников, находится на территории ансамбля. Он построен в форме буквы «П», окружающей семинарскую церковь с трех сторон.

Перед архитектором стояла довольно сложная задача. Необходимо было, сделав акцент на буковинских мотивах, не забыть отметить, что возведение этого сооружения проходило в австрийский период. Как совместить откровенно сельские буковинские народные традиции с вычурным австрийским модерном? Эту проблему Й. Главка решил с присущей ему оригинальностью.

Острые высокие крыши всех корпусов с буковинскими узорами привлекают к себе внимание издалека. По краю крыш на первый план выступают бюргерско-германские «щипцы», отлично просматриваемые со двора. Не забыв о том, что Резиденция строилась для Буковинского митрополита, автор на первый план выставил все же Австрию, но так ненавязчиво, что видно это только тогда, когда попадаешь на территорию церемониального двора. Это был своего рода «реверанс» в сторону великой империи, благодаря политике которой стало возможным открытие митрополии и университета, что подчеркивало высокий статус Черновцов.

Церковь придает этому корпусу особый, многофункциональный по своей сути характер, где наряду с учебными аудиториями находится православный храм. Глубоко продуманным является размещение мозаики на окнах вверху над входом: в солнечный день можно наблюдать, как лучик солнца поочередно перемещается, освещая лики апостолов, Богородицы, Исуса — Вседержителя и, наконец, Распятия. Церковь освятили в 1882 г. в честь выдающихся христианских богословов и святителей Вселенских: Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова.

В советское время Резиденция покорила своей красотой даже коммунистов с их «холодными головами и горячими сердцами». А как иначе можно объяснить, что Черновицкий государственный университет, удостоенный почетной награды — ордена Трудового Красного Знамени, был единственным университетом в Советском Союзе с крестами на крышах? Марксистско-Ленинскую философию, научный коммунизм, научный атеизм и т.п. преподавали в аудиториях корпусов, над которыми вместо красных флагов, возвышались православные кресты и иудейские звезды. Это в государстве, где церковь была вне закона!

В послевоенное время большинство профессорско-преподавательского состава сформировалось из людей, родившихся в разных уголках СССР, там, где советская власть была установлена еще в 1917г. Они воспитывались на коммунистической идеологии, были членами КПСС, прошли фронты Великой Отечественной войны и оказались в Черновцах по направлению партии. Эти люди свято верили в то, что если не им самим, то уж их студентам-комсомольцам повезет жить при коммунизме. Кое-кому все же пришло в голову поднять вопрос о крестах над корпусами университета, но, учитывая, что Резиденция была историко-архитектурным памятником республиканского значения, он остался лежать «под сукном».

Более того, по негласному распоряжению ректора (проф. К. М. Леутского), когда в 70-хх гг. прошлого века в бывшей семинарской церкви разместился машинный зал ЭВМ (электронно-вычислительных машин), иконостас XIX в. прикрыли тряпьем и спрятали за машинами. Для нормального функционирования ЭВМ в помещении поддерживалась постоянная температура. Это спасло росписи храма, а также сохранило иконостас.

В 1992 г. был открыт философско-теологический факультет. Это единственный в Украине факультет, выпускники которого по специальности «Теология» получают дипломы образца Киевской Духовной Академии, а параллельно и высшее светское образование. В настоящее время на этом факультете учатся не только юноши, но и девушки.

Справа от центрального входа построили пресвитерий. Этому корпусу отводилась более скромная роль, чем остальным. В нем размещалась дьяконская школа, музей, комнаты для гостей, типография и небольшая фабрика по производству свечей. За пресвитерием находился каретный двор. Сейчас там университетский гараж и хоздвор.

Центральный корпус сквозной; за ним — дендропарк площадью 5 га, который огражден каменной стеной трехметровой высоты. При входе – перед митрополичьим колодцем — бюст Й. Главки, за ним — ель — ровесница парка. По обе стороны от памятника архитектору – бассейны с фонтанами. Эта часть парка, своего рода, его визитная карточка.

Далее, поднявшись по нескольким ступенькам, мы попадаем на следующий уровень — непосредственно в сам парк. Там бассейн побольше. В нем при митрополите плавали золотые рыбки. Павлины, косули и прочая дичь спокойно разгуливала по всей территории.

Сохранился каменный грот, о предназначении которого до сих пор идут споры. Скорее всего – он не нес никакой функциональной нагрузки, а был выложен для красоты. Есть предположение, что под ним начинался подземный ход, выводивший к железнодорожному вокзалу. По прямой – это не более 800 м. Вполне могло быть, так как при строительстве дворцов обычно предусматривались пути для эвакуации. Большая часть парка выполнена в ландшафтном стиле. Здесь, рядом с экзотическими магнолиями, катальпами, тюльпанным и пробковым деревьями растут буки, клены, грабы, липы, дубы. В один из дубов дважды попадала молния. А он, потеряв большую ветку, которая после первого удара молнии откололась, а спустя лет 25-30, после второго попадания сгорела, жив до сих пор. На то он и дуб!

Здесь же в парке можно увидеть геодезический знак, установленный в ХІХ в. на наивысшей точке города, какой была в свое время гора Доминик, на которой и построили Резиденцию.

Деревья создают сплошную защитную полосу по периметру парка. Она обеспечивает полную изоляцию дендропарка, ощущение абсолютного покоя. Именно здесь самый чистый воздух в городе, что и засвидетельствовано выводами исследований, проведенных экологической инспекцией МЧС в 2011 г.

В этом архитектурном ансамбле располагается один из старейших классических университетов Украины. Сегодня в университете функционирует 18 факультетов. На 71 кафедре учится свыше 18 тысяч студентов, осуществляется подготовка специалистов по 67 специальностям.

ЧНУ имеет 14 учебных корпусов, ботанический сад, зоологический и геологический музеи, издательство, библиотеку с книжным фондом в 2,5 млн. экземпляров. Профессорско-преподавательский состав насчитывает более 1000 преподавателей, из которых более 100 – доктора наук и более 500 – кандидаты наук. Университет признан аккредитованным по статусу высшего учебного заведения ІV уровня аккредитации. Он имеет военную кафедру, 8 специализаций Ученого совета по защите кандидатских и докторских диссертаций, является членом Международной Ассоциации Университетов «Phi Beta Delta» (США).

Й. Главка руководил строительными работами 12 лет. Все это время он отдыхал не более 4-5 часов в сутки. Такие нагрузки отразились на здоровье совсем еще молодого человека, каким он был в то время. Тяжелая болезнь усадила его в инвалидное кресло. Он вынужден был покинуть Черновцы, так никогда и не увидев свое детище в завершенном виде.

Благодаря гениальному зодчему Йозефу Главке и тем, кто здесь работал и работает, учился и учится сейчас, эта архитектурная жемчужина в июне 2011 г. пополнила почетный список мирового культурного наследия UNESCO.

Черновицкий национальный университет им. Юрия Федьковича на карте

Рейтинг: 1

Автор публикации

2
не в сети 5 лет

Тамара Рудяга

Я родилась и всю жизнь прожила на Буковине. Неповторимая красота Черновцов, буковинской природы в конце концов сыграли свою роль. После многолетней педагогической практики, решила несколько изменить профессию и посвятить дальнейшую жизнь изучению красот и достопримечательностей Буковины с тем, чтобы поделиться своими знаниями с любителями путешествий.
Индивидуально подхожу к аудитории от самых маленьких до профессионалов. Буду рада показать все самое интересное, что у нас есть. Заняла І место в конкурсе экскурсоводов по Черновцам в 2012 г.

Комментарии: 0Публикации: 10Регистрация: 01-07-2012

Теги: , , ,

  • Андрей

    Шестиконечные звезды — гексаграммы, довольно часто украшают православные храмы и они не являются звездами Давида. С чего вдруг автор, безосновательно пишет что гексаграмма является звездой Давида ? На чем основана такая информация, что гексаграммой Й. Главка отблагодарил еврейскую общину за существенные пожертвования на строительство?

    Рейтинг: 0
    • Katalin Rónai

      Уважаемая Тамара Рудяга!
      С большим удовольствием прочитала Вашу статью о бывшей Резиденции митрополитов Буковины и Далмации (в настоящее время — главных корпусов Черновицкого национального университета им. Ю. Федьковича). О сушествовании данного сооружения я узнала только вчера, на лекции в рамках курса о памятниках записанных до списка UNESCO, прочитанной на Экономическом Университете в Праге (VŠE) для
      студентов «3-его поколения». Красный и очень подробный текст, прекрасные фотографии — скоро хочется ехать и всё сразу увидеть! Большое спасибо Вам!
      Разрешите мне только маленькое примечание: «Й. Главка проявил себя, как мостостроитель – пражский Главков мост, построен по его проекту» — это неточно, хотя мост действительно носит его имя, но архитектем и строителем моста Главка небыл. ( См. статью из ВИКИПЕДИИ:» Главкув (Главков) мост (чеш. Hlávkův most) — мост в столице Чехии, в городе Праге через реку Влтава. Назван в честь чешского архитектора, строителя и мецената Йозефа Главки. Одним из создателей моста был Франтишек Менцл»).
      Ещё раз спасибо за статью у и за ценную виртуальную прогулку.
      С уважением
      Каталин Ронаи, бывшая (г.75) венгерская выпускница МЭИ, в настоящее время в Праге

      Рейтинг: 0
  • Tamara

    http://www.google.ru

    Рейтинг: 0
    • Tamara

      Смотрите «Википедию».

      Рейтинг: 0
  • Красиво! Никогда бы не подумала, что это Украина… Таких бы масштабных достопримечательностей нам бы побольше!

    Рейтинг: 0
  • iloveprgru

    Великолепная работа! Наверное приятно учиться в таком университете…

    Рейтинг: 0
    • маленька

      наверно)))

      Рейтинг: 0
  • Alla Sklyarova

    Самая подробная и интересная статья об этом университете, которую я нашла в нете. Большое спасибо автору!

    Рейтинг: 1

О Чичероне

Chicherone.com - это проект, где реальные гиды и экскурсоводы рассказывают нам об интересных местах, которые стоит посетить, дают ценные советы и приглашают посетить город на время различных событий.

Авторизация

Войти с помощью: 

Регистрация

Пароль не введен
Я подтверждаю правильность введенных мною данных и соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения
Войти с помощью: 

Генерация пароля